Видеонаблюдение в торговых точках

Если Вам необходимо обезопасить торговую точку от неадекватных клиентов, покупателей, посетителей и/или от недобросовестной работы работающего там персонала, Вам необходимо фиксировать несколько зон:

  • с особой детальностью — кассовую зону;
  • более обзорно:
    • торговый зал, если таковой есть
    • входы/выходы, если таковые есть
    • зону погрузки, если таковая есть
  • по желанию — подсобные помещения, если таковые имеются

При этом в местах интенсивного общения с клиентами целесообразно вести аудиомониторинг, для чего следует установить микрофоны. Как минимум в кассовой зоне, где идут расчеты.

Давайте рассмотрим, каковы особенности следует учитывать и какие камеры больше подойдут для таких задач

Вопрос: Какие камеры — цифоровые (IP) или аналоговые (AHD) использовать в торговых точках, магазинах, торговых павильонах?

Если помещение, в котором ведется торговая деятельность, не представляет собой шедевр интерьерного дизайна или высокого искусства, то лучше всего обратиться к аналоговым системам. Разброс по расстояниям, как правило, небольшой, а готовой сетевой инфраструктуры, как в офисах корпораций, там, скорее всего, нет. Если для вашего объекта вполне достаточно 4-8-16 камер, не рекомендуем тратить лишние деньги на IP оборудование, а прокладываем коаксиальный кабель непосредственно от каждой из камер к видеорегистратору.

Более подробно вопрос выбора IP или аналоговых камер рассмотрен в этой статье: ССЫЛКА

Продавцы торгового филиала Вам, очевидно, знакомы. Различать черты их лиц необходимости нет. Поэтому к камерам, размещаемых в служебных зонах, нет завышенных требований по четкости. Фиксируемый видеоматериал отвечает на вопрос, скорей, не КТО действует в кадре, а ЧТО ИМЕННО делает наблюдаемый субъект. Поэтому в зонах погрузки, складских и подсобных помещениях нужно ставить камеры с наибольшим охватом, чтобы на всем пути перемещения персонала не оставалось зон, входов и выходов, где наблюдаемый сотрудник оказался бы недосягаем, а товар,. который он перемещает, не мог бы “потеряться” по пути.

Самым интересным с точки зрения анализа качества бизнеса является наблюдение за зонами, где персонал и клиенты входят в контакт. Где-то это обычный прилавок, а где-то — торговый зал.

Для наблюдения за прилавком камеры необходимо размещать так, чтобы при беседе продавца и покупателя покупатель был бы больше виден спереди, а продавец — сзади. Ведь покупатели приходят разные, а продавцов мы и так знаем. Поэтому на на всякий случай хорошо прочесть черты лица нам будет не лишним. Слишком высоко размещать эти камеры не следует, поскольку это затруднит чтение лиц. Кроме того, покупатели могут носить шляпы и кепки с козырьком. Более низкое расположение камеры прилавка поможет не только без искажений получать изображения лиц, но и видеть более глубокую перспективу заднего плана, а не просто кусок пола.

В торговом зале целесообразно такое размещение камер, при котором видно как можно больше проходов покупателей вдоль стеллажей или торгового оборудования, при  котором можно было бы зафиксировать любые манипуляции покупателей с товарами. Помните, что ведение такого видеонаблюдения может осуществляться не только в целях безопасности, но и для маркетингового исследования того, правильно ли расставлены товары, чтобы способствовать максимальному уровню продаж. Однако покрыть сразу все мертвые зоны может оказаться трудно или затратно. Тогда, работая ограниченным количеством камер, следует размещать их таким образом, чтобы в совокупности, куда бы ни пошел покупатель, прогуливаясь по торговому залу, он всегда мог быть зафиксированным на одной или нескольких камер. А значит, в первую очередь камерами необходимо оборудовать все перекрестки внутри торгового зала, все входные зоны, запасные выходы, подходы к примерочным, кассам. Не должно остаться путей, по которым можно было бы пройти с товаром незамеченным. Сколько камер нужно для выполнения этой задачи — одна, две или десять — заранее сказать невозможно. Требуется осмотр объекта специалистом.

Зоны входов и выходов представляют особую важность. Даже если Вам не хватило камер для торгового зала или прилавка, имейте возможность зафиксировать покупателей, которые приходят в Ваш магазин и выходят из него. Что бы ни случилось внутри магазина, Вы всегда будете иметь в распоряжении более-менее четкий материал о тех людях, чье поведение может стать предметом внимания администрации или правоохранительных органов.

Зонам погрузки следует уделять особое внимание. Как правило, они находятся в стороне от прохожих и персонала, расположены на безлюдных сторонах магазинов, что создает потенциальную возможность для злоумышленников остаться незамеченным при совершении различных правонарушений. Именно при погрузке или разгрузке товары “теряются” не единицами, а целыми коробками, ящиками. Злоумышленнику легче проникнуть на склад через незащищенные территории, чем совершать преступление  в зале, рискуя  быть замеченным. Следует учитывать, что в холодное время года зоны погрузки оказывются во власти холдного уличного воздуха, пока двери открыты на время погрузки/разгрузки. Если колебания температуры и влажности имеют место, то камеры необходимо устанавливать с классом защиты IP66. Это либо уличные цилиндрические камеры, либо купольные камеры в металлическом (антивандальном) корпусе.

Если в условиях вашего магазина есть узкие, но протяженные  наблюдаемые пространства, рекомендуется установка вариофокальных камер видеонаблюдения. Вы сможете настроить оптимальный угол захвата, без лишних деталей справа-слева. А все объекты, расположенные вдоль линии наблюдения  будут близки по линейным размерам. Соответствующая иллюстрация демонстрирует преимущества использования вариофокальных камер.

Коридор  протяженностью в 15 метров, наблюдаемый камерами с углами 80° (слева) и 35° (справа)

Пример оборудования магазина системой видеонаблюдения на 3 камер AHD 1 МПк

Примерная стоимость проекта с цифровым видеорегистратором 1 МПк (до 4 камер):

Стоимость камер:

Камера 2,3 купольная 1 МПк — 2 по 1400 р. — 2800 р.

Камера 1 — вариофокальная 1 МПк — 3200 р.

Микрофон активный с АРУ — 650 р.

Кабель КВК — 45 м по 22 р./м — 1000 р.

крепеж и расходные материалы — 500 р.

Стоимость видеорегистратора сетевого AHD 1 МПк (на 4 канала) 4200 р.

Стоимость жесткого диска HDD 1 Тб — 3600 р.

Стоимость интернет-комплекта 4G (роутер+модем) — 5000 р.

Итого оборудование и материалы: 21000 р.

Прокладка кабелей — 40 метров по 40 р/м — 1600 р.

Монтаж и настройка камер: 3 камер по 1000 р.- 3000 р.

установка микрофона — 500 р.

Настройка видеорегистратора и пусконаладка системы: 2000 р.

  • транспортные расходы в обе стороны: 60 км по 8 р./км — 480 р.

Итого работы: 7600 р.

Стоимость проекта — 28600 р

Пример оборудования магазина системой видеонаблюдения на 8 камер AHD

Примерная стоимость проекта с цифровым видеорегистратором 2 МПк (до 8 камер):

Стоимость камер:

Камера 1 антивандальная купольная 1 МПк — 2000 р.

Камера 2 — вариофокальная 1 МПк — 3200 р.

Камера 3 купольная 2 МПк  —  2400 р.

Камера 4 — уличная 1 МПк — 1800 р.

Камера 5  — вариофокальная 2 МПк — 4200 р

Камера 6 — купольная 1 МПк — 1400 р.

Камера 7  — купольная 1 МПк широкоугольная 2,8 мм — 1600 р.

Камера 8 купольная 1 МПк — 1400 р.

Микрофон активный с АРУ — 650 р.

Кабель КВК — 200 м по 22 р./м — 4400 р.

Кабели, крепеж и расходные материалы — 1000 р.

Стоимость видеорегистратора сетевого AHD 2 МПк (на 8 каналов) 9500 р.

Стоимость жесткого диска HDD 1 Тб — 3600 р.

Стоимость интернет-центра 4G Huawei B315s — 8000 р.

Итого оборудование и материалы: 45000 р.

Прокладка кабелей — 200 метров по 40 р/м — 8000 р.

Монтаж и настройка камер: 8 камер по 1000 р.- 8000 р.

установка микрофона — 500 р.

Настройка видеорегистратора и пусконаладка системы: 2000 р.

  • транспортные расходы в обе стороны: 60 км по 8 р./км — 480 р.

Итого работы: 19000 р.

Стоимость проекта — 64000 р.

 

Пример видеонаблюдения в малой торговой секции 

Если речь идет  о маленькой торговой секции 4-8 квадратных метра, для владельца бизнеса обычно востребована следующая информация:

  • на месте ли находится продавец и с какого по какое время
  • сколько было покупателей
  • что именно продали 
  • как продавец общался с покупателями

Видимость простоты маленьких павильонов весьма обманчива. Мы сильно ограничены в выборе того места, куда установить камеру, и при этом нужно охватить угол не менее 90°. Кроме того, в такие мелкие точки никто не будет проводить кабельный интернет. Остается надеяться только на мобильный. А это значит, что выбор облачного хранения данных под большим вопросом  — нам не хватит месячного лимита трафика сотового оператора даже на неделю. 

В таких случаях устанавливать видеорегистратор с жестким диском и проводными камерами обойдется дороже, чем установить IP видеокамеру с MicroSD картой памяти на борту. Рынок предоставляет огромное разнообразие IP камер со слотом для SD карты. Как среди этого разнообразия найти такие, от которых будет толк? Вам как владельцу бизнеса нужны не просто камеры сами по себе, а возможность видеть и слышать, что происходит прямо сейчас и что происходило ранее — 1, 2, … 5 дней назад. Верно? Если так, то Вам следует обратить внимание на мини-камеры таких брендов как HikVision, HiWatch или Ezviz с возможностью установки MicroSD карт объемом до 128 Гб, поддерживающих скорость обмена данных 45Мб/с таких производителей как Kingston, SanDisk и Transcent.

 

 

Суть в том, что ценность представляют не сами по себе камеры, а то, насколько удобен софт для их использования, насколько он адекватен, насколько хорошо сделан для конечного потребителя. Названные камеры объединяет то, что программное обеспечение (iVMS, Ezviz) позволяет видеть и то, что происходит в данный момент, и простым движением пальца увидеть, что было раньше, причем визуально, на временной шкале отобразятся маркеры о том, что в кадре возникло движение.

 

 

 

В многочисленных дешевых китайских моделях Вы вместо просмотра архива записанного получите только головную боль: в одних моделях Вам придется извлекать из камеры карту памяти, чтобы посмотреть запись; в других — Вы сможете увидеть запись только по локальной сети или же потребуется статический адрес интернета, проброшенные порты в роутере и компьютер со старым Internet Explorer (SVPlus). Или у камер «на бумаге» будет заявлена запись по детекции движения,  а в кадре Вы будете видеть лишь пустую дверь: пока камера «сообразит», что вошел человек и пора начинать запись, тот уже давно будет за пределами видимой зоны. При этом просмотр записанного будет не на временной шкале а в виде таблицы из независимых маленьких роликов, которые нельзя ни ускорить, ни на паузу не поставить, а чтобы включить запись со звуком, Вам нужно будет специально включить параметры в web-интерфейсе камеры (Vstarcam).

 

 

Так что, если Вы хотите добиться факта, чтобы просто стояла камера  — берите все, что попало. Но если Вам нужен результат, не пожалейте лишние 2-3 тысячи рублей на устройство, которое сделано «для людей».  В конце-концов, Вы можете не внимать этой статье, и получить свой собственный горький опыт.

Подробнее об IP камерах Вы можете узнать в соответствующей статье на сайте берегисебя.рф

 

 

Пример простого решения для малой торговой точки размером 2,5×2,5 метра. 

IP камера с углом обзора 115° и поддержкой записи на MicroSD карты Ezviz C2mini — 5 990 р.

Карта памяти MicroSD 32Гб 10 class 45 MB/s (2,5 суток записи) — 1 200 р.

WiFi-роутер, для SIM карт любых операторов и RJ45 портами — 7 000 р.

Крепеж, кабели, розетки и разъемы — 500 р.

Работы по установке и запитке камеры — 1 000 р.

Работы по настройке, пусконаладке системы и установке ПО на предоставленные устройства с консультацией — 2 000 р.

Итого:  17 690 р.

 

Это решение обеспечит не только видеонаблюдение, но и интернет для терминалов и кассового оборудования на точке  как по кабелю «витая пара» (UTP), так и по WiFi — каналу.